Вероника Русскова (eriun) wrote,
Вероника Русскова
eriun

The "Graphic" and Shakespeare's Heroines

Оригинал здесь.


Еженедельник Graphicзаказал двадцать один портрет героинь Шекспира. Работы были выставлены в Лондоне в 1888 г. Graphic часто публиковал портреты красивых женщин, вдохновляясь идеей "идеальной красоты", и уже неоднократно поручал различным английским художникам изобразить "свой идеал женской красоты". В статье в Art Journal за 1889 г. предполагалось, что успех предыдущего проекта «подсказал журналистам еще раз попросить наших художников выразить свое мнение на эту тему, ограничив, однако, их выбор темой «ГЕРОИНИ ШЕКСПИРА».

Art Journal отнесся к этому проекту скептически. Прежде всего, обозреватель спрашивает, как был задуман этот проект:

«Сегодня предложить художнику написать картину - обыкновенно неосмотрительный поступок, особенно, если нужен успешный результат, и если тему выбирал не сам художник. Талантливый художник не может вызвать нужный образ по своему желанию или под влиянием момента сказать, что черты Джульетты или Корделии, которых бы он изобразил, такие или такие. Именно поэтому так часто оказывается, что результат - всего лишь переодетая в новый наряд наиболее привлекательная из доступных в данный момент модель. Когда законченные «этюды» (как их называют) героинь были выставлены в прошлом году в Лондоне, это было ясно видно по многим работам.

Хотя некоторые картины критик находит удовлетворительными, выставка в целом и репродукции, опубликованные Sampson Low & Co. не соответствуют высоким стандартам.


« Двадцать один портрет идеальной красоты сотворили наши ведущие художники. Президент Академии [Фредерик Лейтон] выбрал Дездемону, м-р Альма-Тадема – Порцию (жену Брутуса), и м-с Альма-Тадема – Екатерину Французскую. Наиболее удачными изображениями кажутся Порция м-р Вуда, Одри м-р Филиппа Морриса и Марианна м-р Принсепа; но очевидно, что во многих случаях картины пострадали от рук копировальщика: например, м-р Калдерон никогда не смог бы нарисовать Джульетте грязные руки, которые мы видим на картине, или м-р Перуджини написать щеки и шею как у его Сильвии; супруга Брутуса одета в темные одежды, и ее фигура отступает за деревья, которые расположены намного дальше».


Каждый портрет сопровождал краткий пересказ пьесы, написанный Уильямом Эрнстаом Хенли (1849-1903). Эти тексты – просто краткое изложение сюжета, не имеющее отношения к портрету, и критик замечает, что это серьезный недостаток проекта:


« М-р У.Э.Хенли в своих синопсисах не только избегает критики иллюстраций, но даже не сообщает, какая сцена там изображена. Он объясняет это желанием заказчиков. Мы же думаем, что его часть работы была бы более интересной, если бы он и рассказал нам о мыслях художников по поводу заданного им сюжета».


Репродукции, о которых писали в Art Journal, были выпущены в цвете, но издавались и более дешевые черно-белые версии.


Полная серия была опубликована в 1888г. В серии пять буклетов, каждый украшен гравюрой одного из известных портретов Шекспира.



1.

Фредерик Лейтон, Дездемона




Генри Вудс, Порция (Венецианский купец)




Чарльз Э. Перуджини, Сильвия




Самюэль Филдс, Джессика




Роберт У. Макбет, Розалинда

 


2.

Эдмунд Б. Лейтон, Оливия



Джордж Д. Лесли, Энн Пейдж




Маркус Стон, Офелия




Филипп Р. Моррис, Одри




3.


Фрэнк Дикси, Беатриче




Филипп Калдерон, Джульетта




Герберт Шмальц, Имогена




Уильям Ф. Йемс, Корделия




4.

Джон У. Уотерхауз, Клеопатра




Фрэнсис У. Топхем, Изабелла




Лоуренс Альма-Тадема, Порция (Юлий Цезарь)


Эдвин Лонг, Катерина




5.


Фредерик Гудэл, Миранда




Валентин Принсеп, Марианна




Эдвард Дж. Пойнтер, Крессида




Лаура Альма-Тадема, Катерина Французская





Эти картины продолжают традиции кипсека*: обрамляющие текст изображения красивых женщин – очень распространенный мотив в оформлении викторианских книг. Юлиан Трейхер утверждал, что этот «стиль кипсек» «был назван так после выхода между 1820-ми и 40-ми годами The Keepsake – серии ежегодных сборников легких стихов и сентиментальных рассказов, которые были иллюстрированы гравюрами, часто изображающими дам в элегантных платьях, с модными прическами и привлекательными лицами (эти приемы часто использовались в кабинетных картинах (предназначенных для небольших комнат) и портретах». Влияние этих иллюстраций еще долго прослеживается во многих изображениях женщин – от Россети до Альма-Тадема – и в портретах в популярных газетах и журналах.


Портреты из Graphic хорошо иллюстрируют ту особенность, которую Нина Ауэрбах в книге «Женщина и Демон» назвала «обожествлением» героинь Шекспира. В первую очередь она ссылается на Джона Рескина, который в своем эссе «О садах королев» пишет, что Шекспир показывает «место и характер женщин в жизни мужчины. Он изображает их абсолютно преданными и мудрыми советчиками – неподкупные справедливые и чистые идеалы, которых всегда возвеличивают, даже если они не могут спасти». Ауэрбах отмечает, что Рескин не преувеличивает, отдавая дань распространенной литературной традиции своего времени, когда женщины-писатели «извлекали шекспировских героинь из пьес и превозносили их как олицетворение женственности». Она анализирует две популярные и оказавшие большое влияние викторианские работы о Шекспире: «Героини Шекспира» Анны Джеймсон (1832) и «Девичество героинь Шекспира» Мэри Кауден Кларк (1851).


Джеймсон рассматривает героинь Шекспира в трех аспектах: «моральном», «поэтическом» и «историческом», обсуждая и развивая их характеры, как если бы они были живыми людьми, существующими независимо от текста. В результате, как заключает Ауэрбах, «мифические женщины Джеймсон освобождают своих героинь от пьес». Кларк продвигается еще дальше, создавая пятьдесят глав, повествующих о жизни этих женщин до того, как мы видим их в пьесе. «Кларк освобождает героинь от рамок их пьес, наделяя их собственной жизнью, не зависимой ни от Шекспира, ни от добивающихся их любви героев пьесы».


Портреты шекспировских героинь, изданные Graphic в 1888 г. сохраняют уникальную в искусстве, литературе и популярной культуре викторианскую традицию, которая возвышала женщину, демонстрируя образцы совершенной красоты целомудренной женственности.




*Кипсек (
keepsake) – роскошно изданная подарочная книга.



Tags: иллюстрации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments